Перед переездом в Нидерланды подготовительные семинары активно
пугали меня и всех присутствующих культурным шоком. Вас, наверное, тоже пугали.
Я, конечно, искренне верила и морально готовилась к тому, как мне будет нелегко
вживаться в местные порядки. Однако, культурного шока у меня в итоге не было.
Голландская культура, о которой я расскажу в следующих постах, с моей точки
зрения стала быстро восприниматься вполне естественно и, стоит отметить,
показалась во многом схожей с привычной российской. Возможно, это стало
результатом того, что любой возможный шок для меня затмил шок от смены
образовательной системы. Это было, наверное, самым критичным этапом моей адаптации
в Голландии. Сейчас, на четвертом курсе бакалавриата, я осознаю не без
удивления насколько поменялось мое отношение к образованию.
На первом курсе система оценок ставила меня в ступор, причем
абсолютный. Я не понимала, как можно, все выучив, получить 7 из 10. Но в итоге
меня осенило, что оценивается не количество знаний, а умение их применять. И
честно, это сложнее. Даже несмотря на то, что на первый взгляд нагрузка здесь кажется
меньшей по сравнению с российскими ВУЗами. А в итоге специалисты готовы
буквально сразу начать работать по профессии и действительно имеют реальное
представление об этой самой профессии.
Моим главным выводом за время обучения стало следующее:
образование нужно рассматривать как очень субъективный и внутренний процесс. И
чем раньше Вы это понимаете, тем лучше. Тем проще становится адаптация и
понятнее процесс обучения. Образование – это навык. Навык находить, понимать,
изучать (но не учить, почувствуйте разницу) новую информацию. В Голландской
системе преобладающее большинство знаний студенты находят, а не получают. Помните,
как в школе учителя говорили, что знания нужно уметь добывать? Это всегда
воспринималось как какая-то идеалистическая и от этого немного пустая фраза,
что-то из раздела «мы такое только в кино видели». Так вот, оказывается, так
бывает не только в кино.
Assignment-based learning или проблемно-ориентированный подход – главный и основной принцип
образования в Голландии. Отличный пример такого подхода – занятие под названием
tutorial. В качестве еженедельной практики,
ученики готовятся к обсуждению по заданной теме и делятся друг с другом
находками. Все. По сути – разговор по теме. Преподаватель присутствует в
кабинете только в качестве наблюдателя, редко вставляя комментарии. Эти занятия
поначалу казались мне жутко неэффективными, потому что модели «учитель дает –
ученик запоминает» на них в принципе не было. Однако именно благодаря таким
занятиям приобретается тот самый заветный навык – учиться. Даже лекции часто
предполагали то, что ученики готовят задания до того, как тему объясняет
учитель с целью того, чтобы меньше тратить времени на изложение строк из
учебника, а больше на действительно сложные моменты и решение проблем по теме.
Другим новым для меня аспектом в обучении стала командная работа.
Российская система образования этот навык не включает почти совсем, в то время
как Голландская система, можно сказать, на нем построена – все проекты
выполняются в группах. Привыкшим работать индивидуально российским студентам
часто сложно перестроиться. Однако опять же этот навык абсолютно необходим
почти в любой профессии, тем более в науке, что опять возвращает меня к выводу,
что специалисты, выходящие из университета, готовы к рабочей среде со всех
сторон.
В Нидерландах дают не изолированный объем информации, а возможности.
Даже девиз моего университета: ‘HAN
gives you opportunities’, - и это действительно так. Помимо обучения
непосредственно в стенах университета, студенты проходят стажировку в индустрии
или академической среде (в моем случае две, но это зависит от программы). Нас
погружают в профессию, как бы заявляя «Вот ОНО. Впитывайте, анализируйте,
рассуждайте, спрашивайте». Стажировки стали для меня, как и для всех моих
знакомых, опытом, открывающим глаза на профессию и дающими такой глубокий
взгляд, что в принципе уже можно определяться с карьерными планами.
Из более негативных моментов (с моей точки зрения), хотелось бы
выделить тот факт, что образование здесь совсем не ориентировано на отличных,
амбициозных, высокомотивированных студентов. Корни у этого растут очевидно из
голландского менталитета, сконцентрированного на равенстве всех людей,
толерантности, нежеланию выделяться. Как я и сказала раньше, у студентов есть
все возможности для самореализации, но мне лично иногда не хватало направленной
помощи находить наиболее интересные варианты, поэтому приходилось делать это
самой. Хотя с позитивной точки зрения такой опыт конечно способствовал моему
профессиональному росту.
Меня часто спрашивают посоветовала ли я абитуриентам выбор учиться
в Голландии. Я считаю, что если вы карьерист по складу характера, то это очень
хорошая база для развития и формирования своей профессии в соответствии с
Вашими желаниями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий