Ученье — не только свет, по народной пословице, — оно также свобода.
Ничто так не освобождает человека, как знание...
И. С. Тургенев,
Заметки
<????>
Да, наверное, через год эти знания действительно дадут мне свободу, но пока почему-то наоборот получается... Зато никаких мучений и сомнений - занятие на выходные всегда есть!
Друзья, прошло уже две недели с тех пор, как я официально стала студенткой Университета Амстердама. С одной стороны, три учебных дня в неделю (1 - 6 часов, 2 по 3 часа) - это, безусловно, прекрасно. Когда смотрю на расписание, до сих пор кажется, что чего-то не хватает. На самом деле, это обман зрения. Учиться надо каждый день почти по 8 часов, чтобы всё успевать. Как выясняется, магистратура - это вам не просто так. Менее эмоциональный и более систематичный обзор информации о магистратуре в Голландии можно найти на сайте Neso Russia.
Учу всего два предмета - казалось бы, что тут сложного? Но в Голландии материал дают бешеными темпами! Всего за одну трехчасовую лекцию профессор успевает рассказать материал трех глав того же учебника, над одной главой которого в Петербурге мы сидели чуть не по половине семестра. Точнее, профессор успевает проскакать весь этот материал - и пока он говорит, всё (ну ладно, почти всё) кажется понятным и логичным. Но когда выходишь из аудитории, понимаешь, что как-то немножко винегрет получился, или каша - кому как больше нравится. У Кота, я знаю, плов. На фото вверху: мы одни из первых зашли в огромную аудиторию нового корпуса экономического факультета (почти кинотеатр).
С корабля на бал - это про учебу в Голландии. Только с самолета за парту. Никаких вступительных лекций, знакомств и прочих нежностей (это уже про сам учебный процесс, introduction week - совсем другое). В общем, иллюзия большого количества свободного времени уже сейчас провоцирует уменьшение часов сна, поэтому учиться надо начинать прямо сразу, с первого дня. Можно даже заранее подготовиться: вспомнить нужую теорию и т. д. На сайте университета в каталоге предметов есть подробное описание необходимых начальных знаний для каждого курса. Честно, я очень хотела так и сделать, но вы же знаете, как это бывает...
Многие преподаватели ожидают, что учебники будут у студентов уже на первом занятии. Так что о книгах стоит позаботиться заранее. Мне в этот раз повезло: учебники по обоим курсам нашла в электронном виде. Автор одного из них - сам профессор, и я очень боялась, что он спросит, есть ли у меня учебник... А потом оказалось, что в интернете есть платная электронная версия, так что все не так страшно. Когда ездила по обмену, был один не такой удачный случай: каждому студенту обязательно нужно было покупать новый учебник (именно новый, а не подержанный или из библиотеки), потому что к нему прилагался диск с уникальным номером, и этот номер давал доступ к экзамену.
Лекции в немного непривычном формате: 3 академических часа. Под конец бывает тяжеловато, хотя пару лет назад в СПбГУ у нас было по 4 часа одного предмета подряд. Первые семинары меня просто ввели в ступор: преподаватели раздали задания и всё. Никаких примеров не было ни на лекциях, ни в начале семинара - просто включаешь голову (как ни странно, помогает) и решаешь. При этом профессоры и их ассистенты курсируют между партами и всегда готовы ответить на самый глупый вопрос, так что уже на втором семинаре жить стало легче (особенно, если подготовиться). Справа на фото: волшебный блокнот и запрещающий знак на заставке монитора, на который всем все равно.
Один из преподавателей никогда не дает прямого ответа, только подсказывает: очень хочет, чтобы студенты поняли суть проблемы. А другой готов практически продемонстрировать решение, объяснить, почему именно так, а не иначе. Подсаживается, спрашивает, как дела. Редкое здесь являение - этому профессору больше 60 лет (у нас на кафедре это, кажется, был средний возраст =).
Еще одна важная составляющая учебного процесса - образовательная интернет-платформа Blackboard. У каждого есть свой аккаунт, в котором указаны текущие курсы. Преподаватели выкладывают слайды с лекций, статьи, задания для семинаров. В Утрехте мы прямо в эту систему загружали в нужные сроки выполненные задания, а потом получали уведомления с оценками. Кстати, здесь, я думаю, никогда не объявляют оценки вслух перед всей группой, поэтому сложно понять, кто как учится.
Да и понятия группы как таковой нет. Например, на моей программе учатся около 15 человек, а на каждый из курсов приходит по 50 студентов. Пока ни на одном из предметов нет групповых заданий, поэтому коллективного творчества не наблюдаю. Из иностранного состава группы (5 человек) знакома с тремя, а из местного - с одним. Может быть, это я такая стесняшка, но и на обмене было точно так же, не только у меня. Пока не очень понимаю, нравится ли мне это, голова другим занята =) Но ничего, потихоньку вливаемся! Вверху на фото: учебный центр (четверть от всей площади одного этажа, всего 3 этажа). Да, люди здесь действительно самостоятельно занимаются.
Всем товарищам по несчастью (студентам то есть) - привет и выражение сочувствия, первокурсникам - "Welcome to the club", тем кто еще "не" - здесь хорошо и вкусно кормят, присоединяйтесь. А кто уже "не" - никогда не поздно, особенно здесь, в Голландии!
Лена,
University of Amsterdam
P.S.: мой рассказ вовсе не задумывался как пугающий и оказывающий влияние на нежную психику будущих студентов. Так что, пожалуйста, поймите правильно: тяжело в учении, легко в бою! Всех призываю идти в голландское учение, а потом смело в бой! Работаем, солнце еще высоко!
Комментариев нет:
Отправить комментарий