Те, кто бывали на различных «Школах Актива» и прочих молодежно-студенческих тренингах, не будут слишком удивлены при встрече с голландской системой образования. Другим же она может показаться весьма необычной: причем дело, как я понял из общения с одногрупниками-иностранцами, вовсе не в обособленности и закрытости России. Очень многие ребята с курса, вне зависимости от страны, до сих пор чувствуют себя несколько неуютно на курсе (хотя уже стали постепенно привыкать). Ожидания от Летней Школы у всех были разные, но сходились в одном: будет много лекций, разъяснений, конспектирования, работы с учебником, поиска информации и т.п.. Иначе говоря – привычная зубрежка с «заглядыванием в рот» преподавателю, слегка разбавленная интерактивом. Реальность внесла свои коррективы: все оказалось совсем наоборот.
Уже в первый день курса после утренней лекций с разъяснением основ проектного менеджмента вся группа отправилась в компьютерный класс для самостоятельного изучения тематического сайта. Дальше – больше, профессор предупредил всех, что уже совсем скоро лекции у нас прекратятся вовсе, и работать мы будем сами. ?!?!?!?! – это все, что могли мы ответить на подобное заявление.
О профессоре, кстати, следует рассказать отдельно: мечты многих студентов о преподавателе-практике в Голландии сбываются как нельзя лучше. Насколько я понял из разговора с народом, большинство работников университета обладают не только академическим бэкграундом, но и опытом «работы в поле». Не стал исключением и наш лектор с интересным именем Бо Бума, на протяжении 7 лет служивший в армии в каком-то высоком звании, после чего долгое время работал исполнительным директором (или директором по продажам?) в голландском отделении крупной страховой компании. Его прошлое не преминуло сказаться и на нашем курсе: примеры стратегического планирования он объяснял, рисуя на доске план захвата деревни в военное время, почему-то пририсовав сбоку доски стрелочку со словами «…and Moscow is there» )).
Как бы там ни было, уже на второй день учебы Бо Бума со свойственной военным неумолимостью разделил всех 50 участников курса на группы из 4-5 человек (по сути, отдельные компании), заявив, что «отныне вы будете работать самостоятельно: вашей задачей будет предоставить мне к завершению наших двух недель обучения готовый проект, посвященный менеджменту проектов». Понимания, что и как мы должны были делать, в первое время не было ни у кого: создалось ощущение, что нас столкнули с пирса в воду со словами «а теперь учитесь плавать». Весь вечер вторника (второго дня курса) прошел именно под знаком подобного настроения. Правда, начиная со среды ситуация стала выправляться: недовольные и жалующиеся на недостаток внимания студенты поняли, что их никто не бросает, объяснения и небольшие лекции продолжаются, Бума и его помощник-куратор все время рядом, новые коллеги по группе весьма неплохие ребята… Жизнь стала налаживаться, понимание того, что мы делаем стало появляться.
По сути, эта интерактивная имитация рабочего процесса, с максимально серьезным отношением ко всем мелочам, способствовала гораздо лучшему усвоению информации. Прекрасно помню на примере себя и своих друзей: впервые начав работать, мы любили рассуждать, что «неделя работы дала нам куда больше опыта, чем год, проведенный за университетской партой». Видимо, голландцы благополучно подслушали эти рассуждения еще двадцать лет назад. Результат подобной смеси традиционного лекционного формата обучения с тренингово-игровой системой впечатляет уже хотя бы тем, что у всех появился азарт и чувство персональной ответственности за результат. Ребята помоложе вообще восприняли все как личный вызов, яро взявшись за дело, участники постарше – отнеслись ко всем происходящему как с новому рабочему проекту в реальном мире. Как следствие, в учебных аудиториях мы порой стали проводить на несколько часов больше, чем было задумано, сверяя конспекты лекций с сотворенным на практике продуктов (составленным планом проекта, его целями и задачи, информационным письмом спонсору, разложенным временным графиком изготовления итогового продукта и т.п.). Конечно, отчасти это можно списать на желание людей получить максимум за потраченные деньги (весьма немалые). Но даже те из участников, кого направили на учебу собственные институты в рамках обменных программ, или компании-работодатели для получения сертификата, начали относиться к курсу не только как к возможности приятно провести время в уютном и красивом городе. Возможно, поэтому и быт в Голландии налажен столь грамотно и предусмотрительно, решили мы с соседями по общежитию и ребятами с курса. Ведь если тебя практически со школьной скамьи учат не просто абстрактным понятиям, которые потом еще нужно уметь «приткнуть» в реальной жизни, а конкретным примерам использования полученных знаний – и результат будет соответственным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий