Система обучения в Нидерландах значительно отличается от
отечественной. Большинство Русских студентов привыкли, что от них требуют,
спрашивают, заставляют..
В университете Маастрихта порой создается впечатление,
иллюзорное, что можно и не учиться. Никто тебя не подгоняет, никто не ругает за
невыполненное задание. Все твое обучение строиться на внутренней мотивации –
тебе надо – учись.
Подобное отношение может способствовать желанию не учиться
вообще – никто де не заставляет? Правда. Может быть и не надо? Однако на
экзамене придется вспомнить все. И если ты не сдал – никаких проблем – пройди
курс еще раз. Только придется заплатить, конечно.
Можно сказать, что обучение делает тебя взрослым. Ты сам
отвечаешь за свою жизнь, за свое обучение. Сам выбираешь, на что потратить свое
время: смотреть ли дома телевизор посещать дополнительные курсы и лекции, или
готовиться к семинарам и, автоматически, к экзаменам.
В университете Маастрихта преподается особенная система – PBL или
иначе – problem based learning.
Меня шокировало! Если мы привыкли к тому, что во время семинаров нас
спрашивают, а мы отвечаем, то здесь не спрашивает никто и ничего. Все в руках
студента. Первый семинар посвящен обсуждению проблемы, специально
подготовленной для конкретной темы. Без подготовки студенты обсуждают задачу и
формулируют вопросы, на которые нужно найти ответы. После нескольких дней
подготовки снова семинар, где обсуждаются статьи, прочитанные студентами. Из
списка предложенных статей можно выбрать около 4. Цель дискуссии найти в
статьях ответы на поставленные заранее вопросы.
Все, казалось бы, понятно. Студенты рассказывают, что
прочитали, один из них назначается лидером, делающим заметки и следящим за
временем и ответами на вопросы. Все понятно сразу, кроме роли преподавателя,
хранящего молчание на протяжении практически всего семинара. Его роль «направлять»
иногда течение дискуссии.
Если студенты не подготовлены – что ж. Дискуссии не будет.
Такие ситуации, однако, практически не встречались. Однако я о них слышала от
студентов с других курсов. Конечно, преподаватели разные, некоторые вносят
большие вклад в разговор, другие предпочитают оставлять инициативу в руках
студентов.
И так, «проблема за проблемой», изучаются все темы курса. После
чего студентов ждет экзамен. У меня это был огромный холл, где были собраны
студенты моего факультета.
Строгие правила. Никаких телефонов, шпаргалок, ничего
лишнего. Два часа. Пять вопросов – пять тем. Я как усердный студент учила все,
и по прошествии 2 часов у меня сильно болело запястье от непрерывного письма.
Один мой друг забыл убрать телефон из кармана, он решил
выйти в уборную Его заметили, попросили достать телефон и покинуть экзамен. За
подобное, казалось бы, незначительное и простительное происшествие, его
исключили из университета.
Ответственность в ваших руках! Да и как же не учиться.
Помимо того, что это интересно: изучается не только сухая теория, но
практические примеры из статей в области, которая тебе интересна. К тому же
добраться до университета можно за 5 минут на велосипеде по свежему воздуху
мимо цветущих деревьев, что для российских студентов зачастую роскошь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий